Духи, населяющие небо и землю, Населяющие землю, Духи, которые населяют землю, Они очень сильны и тяжело ступают. Демоны, подобные разъяренным быкам, великие духи, Духи, врывающиеся в любой дом, Демоны, не имеющие стыда, Всего их семь! Не знающие заботы, Они размазывают землю как кукурузное зерно, Не знающие пощады, Они яростно преследуют людей: Они проливают кровь, как дождь, Они жаждут их плоти и сосут кровь из их вен. Где есть образы богов, там они трепещут, В Храме Набу, который покровительствует урожаю пшеницы, Они - свирепые демоны, Ненасытно жаждущие крови, Вызывают проклятия, направленные против них. Чтобы они никогда не появлялись здесь, Во имя неба, да сгинут они! Во имя земли, да сгинут они! Кэмпбелл Томпсон Эти семь духов вновь возникают в сирийской и палестинской магиях. Ночной призрак упомянут у Исайи (XXXIV, 14), когда Вульгат говорит: "Et occurent daemonia onocentauris, et pilosus clamabit alter ad alterum: ibi cubauit LAMIA, et inuenit sibi requiem" Что в версии Дуэ переводится следующим образом: " И демоны и чудовища встретятся, и те, что с длинными волосами, будут кричать друг другу там, где возлегла ламия и нашла свое успокоение" Стоит остановиться на самом термине "ламия". Вообще это общеупотребительное латинское слово, обозначающее ведьму. Согласно классической легенде, Ламия была королевой Ливии, чья красота очаровала Зевса, от которого впоследствии она родила несколько детей. Гера, разгневанная неверностью своего мужа, превратила красоту Ламии в безобразие и убила ее детей. В отчаянии Ламия стала убивать чужих детей. Ламия также могла возвращать свою прежнюю красоту, чтобы соблазнять мужчин и сосать их кровь. Это слово имеет многочисленные ассоциации в фольклоре и легендах. В сочинениях демонологов ламия часто обозначало вампира или "ночной кошмар", а также связывалось с маре (ночной галлюцинацией), striga или strix (совой-сипухой). В преданиях Древнего Египта мы можем проследить довольно грубые параллели ассирийским верованиям. В египетских источниках упоминаются такие составляющие человека, как его телесная плоть, двойник Ка, душа Ба, сердце, тень, персонифицированная воля, имя... Однако главные из них - это Ка и Ба. Ка представляет собой невидимого двойника, который рождается и растет вместе с человеком. После смерти тела Ка остается в гробнице. Одна из главных задач мумификации - удержать двойника в гробнице, чтобы он не решился бродить по округе в поисках пищи. Заупокойные приношения еды и питья обеспечивают "материальную" жизнь Ка, а магические тексты на стенах гробницы или на папирусных свитках, положенных в саркофаг, - возможность для Ка выходить из гробницы. Нанесение вреда гробнице и мумии причиняет Ка страдания и грозит нарушителю божественной карой... Арабское слово для обозначения кровопийцы является однокоренным с глаголом "вешать", что соответствует джину по имени Упырь, который появляется в женском обличье, питается мертвыми телами и наведывается на кладбище по ночам, чтобы раскопать могилу для своей жуткой трапезы. В Древнем Китае издавна были распространены поверья, связанные с вампирами, и синологи собрали немало примеров, часть которых явно носит мифологический и легендарный характер, часть же подкреплена фактами, которые явно указывают на то, что китайские вампиры имеют мало общего с теми чертами, которые приписывают вампирам в греческих и славянских преданиях. Китайский вампир, Чин Ши, считается демоном, который, овладев мертвым телом, сохраняет его от разложения с помощью молитвы за других мертвецов или за живых людей. Китайцы верят, что человек обладает двумя душами: Хунь, высшей душой, которая наделена качествами добрых духов, и По, низшей душой, которая в целом порочна и может быть причислена к Гуэй, злых духов. Считается, что если некая часть тела, пусть это будет даже небольшая косточка, останется целой и невридимой, низшая душа может использовать ее, чтобы стать вампиром, и если позволить солнечному или лунному свету освещать непогребенное тело, По может использовать эту энергию, чтобы выйти и, напитавшись человеческой кровью, обрести жизненную силу вампира.
|