Век Просвещения. С одной стороны, торжество разума над суевериями, с другой - небывалая вспышка вампиризма. Феномен охватывает целые регионы, принимая размах настоящего массового психоза. На самом верху гражданской, военной и религиозной власти всерьез обеспокоены ситуацией.
Власти были вынуждены принимать меры для сохранения общественного порядка. Во время эпидемии чумы, которая в 1710 г. опустошила восточную Пруссию, был начат систематический сбор информации о случаях вампиризма. В поисках виновных дошло до вскрытия некоторых захоронений. Два нашумевших случая: венгерского крестьянина Пьера Плогойовица после смерти в 1725 г. посчитали вампиром и обвинили в кончине восьми человек в деревушке Кизилова; Арнольд Паоль, крестьянин, умерший в 1726 г. от падения с воза сена, также будто бы стал вампиром, истребившем часть населения и скота в сербской деревне Медвежья. Первое дело было официально запротоколировано на немецком языке. По словам проф. Антуана Фэвра, который обнаружил ма
... Читать дальше »
В начале XVII в. суевурных жителей Венгрии потрясло дело графини Эржебет Батори (1611), как в свое время - дело Жиля де Рэ. Графиня обвинялась в похищении молодых девушек, живших в деревнях вокруг ее замка Сейте, расположенного в отрогах Карпат. Несчастным жертвам пускали кровь, как животным на бойне, их избивали, кололи иглами, связывали так, что веревки впивались в тело, обнаженными бросали в снег. По различным свидетельствам, жертв насчитывалось от 80 до 300 человек, но верна, скорее всего, вторая цифра. Как и в историях с Жилем де Рэ и Владом Тепешем, в этом деле не было ничего сверхъестественного: мало кто утверждал, что графиня Батори была живым мертвецом, но тем не менее все свидетельства отмечают, что она с большим удовольствием пила кровь своих жертв и даже наполняла ею свою ванну, в надежде как можно дольше сохранить юность и красоту.
Но даже Жиля де Рэ превзошел своей недоброй славой Влад IV (1431-1476), воевода Валахии, известный также как Тепеш ("сажающий на кол") и Дракула (уменьшительное от "дракул" - "демон" или "дракон"). Он является одновременно и национальным героем Румынии, храбро боровшимся за освобождение своей страны от оттоманских захватчиков, и кровавым тираном, ради собственной прихоти посадившим на кол тысячи людей.
Зловещие подвиги Влада Тепеша описаны в многочисленных хрониках того времени, имя его стало нарицательным и уже неотделимо от понятия "вампир". "Беспрецедентные по своей жестокости пытки не имеют аналогов в истории. Даже такие кровожадные тираны как Ирод, Нерон, Диоклетиан не сравнятся с Тепешем". Ниже приведены несколько отрывков из хроник.
Урок вежливости. Однажды к нему пришли посланники от турецкого султана. Когда их пропустили,
... Читать дальше »
В западной Европе на протяжении XVI-XV вв. были описаны лишь единичные случаи проявления вампиризма. Наиболее громкий случай имел место в 1440 г., когда во Франции много шума наделал процесс по делу Жиля де Рэ. Его имя и ныне связывают с вампиризмом, в частности, благодаря произведению Ж.-К. Гюисманса "Там" (1891), где Жиль де Рэ изображен настоящим вампиром.
Бывший соратник Жанны д'Арк, Жиль де Рэ (1400-1440), по возвращении в свои владения Машекуль и Тифож, увлекся алхимией, пытаясь, с помощью исследований крови, найти секрет философского камня. В нем пробудились самые порочные инстинкты, что привело к гибели в страшных муках около 300 детей. Роже Вильнев (Gilles de Rais, 1955) пишет: "В своей церкви он организовал детский хор, чтобы пение заглушало вопли других детей, которых он в это время убивал". Образ Жиля де Рэ ассоциируется, скорее, с людоедом или легендарным "Синей Бородой", однако чаще всего его называют "историческим вампиром".
В XVII в. вера в вампиров особенно широко распространилась на Балканах, в Греции, в восточной части Австро-Венгерской империи и в России. В Средневековье о появлении живых мертвецов говорили почти по всей Западной Европе. В XVI в. в Западной Европе интерес к этой теме пошел на убыль, а на европейском востоке - наоборот.
Из-за веры в оборотней и живых мертвецов, которых еще не называли вампирами, начиная с XVI в. "статус" вурдалака меняется. Слово "vrykolakas" значило "волк-оборотень"; т.о., в XVI в. на Балканах и Карпатах этот термин используется для обозначения безобидных живых мертвецов и гораздо более опасных оборотней. Вера в то, что человеческие существа могут превращаться в волков, уходит корнями в средневековую демонологию. Король Венгрии и глава Священной Римской Империи Сигизмунд на Вселенском Соборе 1414 г. заставил церковь официально признать существование подобных монстров. В XVI в. об этих явлениях говорят по всей Европе, и римская церковь решает вести о них офи
... Читать дальше »
В ХIV в. у вампиризма, вера в который укоренилась в определенных областях - в Пруссии, Силезии и Богемии, появляются "местные особенности". Уверяют, что пик активности вампиров приходится на периоды эпидемий чумы. Чтобы избежать распространения эпидемии, человека торопились похоронить, даже иной раз не удостоверившись в его клинической смерти. А спустя несколько дней в семейном склепе находили прекрасно сохранившейся, перепачканный кровью труп. Вывод делался сразу: умерший стал вампиром. Хотя, скорее всего, похороненный заживо несчастный долго и мучительно умирал в своем гробу и в агонии наносил себе раны, тщетно пытаясь освободиться из деревянного плена. Т.о. чума еще более укрепила веру в вампиров.
Большое влияние на веру в существование вампиров оказал неоплатонизм. Христианство привнесло сюда идею о жизни после смерти: тело, материальная оболочка, истлевает, в то время как душа продолжает жить в мире ином, в ожидании Страшного суда.
Душа грешника может быть спасена искуплением. Но спасение не распространяется на тех, кто не получил последнего миропомазания или не был погребен на кладбище, как, например, самоубийцы и отлученные от церкви. Это и создало почву для веры в привидения и в вампиров. По христианской логике, они являются буквально "потерянными душами", т.к. не принадлежат ни миру живых, ни потустороннему миру. Вампиры в христианском понимании - существа, чьи тела самочинно заняты душами, вернувшимися из чистилища. Иначе говоря, вампиры - это "привидения во плоти".
С ХI в Европе получают распространение истории о покойниках, тела которых, не тронутые тлением, находили вне могил. Коллин де Планси в своем Адском словаре передает рассказ епископа кагорского на Второ
... Читать дальше »
В Храме Набу, который покровительствует урожаю пшеницы,
Они - свирепые демоны,
Ненасытно жаждущие крови,
Вызывают проклятия, направленные против них.
Чтобы они никогда не появлялись здесь,
Во имя неба, да сгинут они! Во имя земли, да сгинут они!
Кэмпбелл Томпсон
Эти семь духов вновь возникают в сирийской и палестинской магиях. Ночной призрак упомянут у Исайи (XXXIV, 14), когда Вульгат говорит: "Et occurent daemonia onoce
... Читать дальше »